Муниципальное образовательное учреждение

НИЖНЕАВЕРКИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Похвистневского района Самарской области России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа воспитания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Структура программы.
Введение.
1.Основные тенденции, проблемы.
2.Прогнозируемые результаты реализации Программы.
3.Основные принципы, идеи  ВС школы.
4.Основные направления и особенности ВС школы.
5.Способы,пути реализации Программы.
6.Управление реализацией Программы.
7. Обеспечение реализации Программы.
     Мероприятия по реализации программы.
8.Поддержание баланса функционирования и развития.
9.Мониторинг, диагностика процессов, тенденций,  корректировка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

q       Программа воспитания МОУ Нижнеаверкинской СОШ рассчитана на оптимизацию имеющейся ВС школы, организацию сотрудничества всех  субъектов ВС школы - детей дошкольного и  младшего школьного возраста,  подросткового возраста, старшего школьного возраста, родителей детей, учителей, воспитателей, членов администрации школы, коллективных субъектов воспитательной системы  школы для достижения целей воспитательной системы школы.

q       Авторы программы: Малышев Вячеслав Никитович , заслуженный педагог РФ, отличник образования, директор МОУ Нижнеаверкинской СОШ, Арланова Елена Александровна, психолог, заместитель директора Нижнеаверкинской СОШ по воспитательной работе.

q       Важнейшей составляющей развития общества, государства является духовно –нравственное становление

 детей, учащихся, молодежи, подготовка их  самостоятельной жизни. Выражением политики государства в области воспитания является принцип гуманистического характера воспитания (Закон Р.Ф. «Об образовании).

 Основные цели воспитания и обучения,  пути их достижения определены Национальной доктриной Российской Федерации в области образования . (Постановление Правительства Р.Ф. №751 от 4.10.2000г.)

Ведущим направлением реализации принципов государственной политики в сфере воспитания  стала 

Программа развития воспитания в системе образования Р.Ф. (Приказ Министерства образования Р.Ф. №574 от 18.10.99г), выделяющая воспитание как стратегическую задачу государства и определяющая  роль образовательного учреждения, как центрального звена этой системы. В числе первоочередных задач выдвинута задача формирования воспитательных систем  школ , включающих в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и  обучение.

q       В Самарской области утвержден и функционирует План мероприятий Администрации области по формированию воспитательных систем образовательных учреждений на 2001-2003 годы.(постановление губернатора Самарской области №316от 6.09.2001г).

q       В Похвистневском районе Самарской области Р.Ф.  действует  Программа развития детей Похвистневского района на  2001-2003 годы, утвержденная главой района А.И. Ларионовым.

q       Одной из важнейших задач Похвистневского территориального органа управления образования   является  обеспечение формирования   воспитательных  систем  образовательных учреждений района.

 

q       В 106 летней истории становления и развития  Нижнеаверкинской школы вопросы воспитания подрастающего поколения, их социализации всегда  были одними из главных, т.к. от того,  каких выпускников  школа готовит напрямую зависит  прошлое ,настоящее и будущее села .

Все специалисты села в области сельхозпроизводства , культуры, образования,  сферы обслуживания выходцы из стен Нижнеаверкинской школы  и от их воспитанности , компетентности в решении  производственных, социальных, бытовых проблем  зависит уровень жизни  в селе, районе.  Новые,  динамичные процессы изменений  в обществе  требуют от образовательных учреждений  подготовки граждан с новыми качествами, потребными  в условиях новых социальных отношений, которые кратко можно охарактеризовать так:

·         Результат (продукт)  образования должен  соответствовать запросам общества, государства , людей. (времени).

·        Продукт  системы образования должен быть конкурентоспособным и  затребован  обществом , рынком.

·        В настоящее время и далее человеку придется в течение жизни несколько раз менять профессию, технологии деятельности .(Так стремительно все изменяется!)

·         Знаниевая ориентация  школ должна смениться на компетентностно – личностно ориентированную .(Т.е каждый выпускник школы должен уметь использовать для достижения целей внутренние  (знания, умения, навыки , технологии деятельности ,свои особенности и личностные качества) и внешние (информацион-

       ные , материальные, технологические, человеческие ..) ресурсы.

·         Для успешной самореализации в настоящих условиях ,своевременной и безболезненной смены технологий деятельности ,динамичного развития социальных отношений наиболее необходимы следующие основные качества:

1.Профессиональная и личностная компетентность.

2.Готовность к осознанному и ответственному выбору в любых ситуациях;

3.Технологическая компетентность;

4.Готовность к непрерывному образованию (самообразованию);

5.Информационная компетентность;

6.Социальная компетентность;

       7.Коммуникационная компетентность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные тенденции и проблемы воспитания .

q       Воспитание учащихся  в современном обществе происходит в условиях экономического и политического

 реформирования , в результате чего  динамично изменяются потребности и ценности социума , разрушены сложившиеся ранее нравственно –этические нормы и традиции семейного уклада . Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности  усилились конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, между личностью и социумом. Следствием  этого  стали негативные тенденции  снижения воспитательного воздействия семьи , ее роли в социализации детей.

     Вследствие разрушения (сельскохозяйственного и промышленного) производств родители многих учащихся  остались без работы , а их семьи и дети  - за чертой бедности.

    Чрезмерная занятость обеспеченных работой родителей так же негативно влияет на социализацию их детей.

     Состояние здоровья многих детей – катастрофическое  . В МОУ Нижнеаверкинской школе  уже на момент поступления в 1 класс школы каждый третий ребенок имеет  стабильные болезни.

     У детей из неблагополучных семей  проявляется агрессия, стрессы, неврозы, конфликты с социумом.

     Многие дети с раннего возраста  начинают курить, подростки и старшие школьники с молчаливого согласия родителей  начинают во внешкольное время (дома, на дискотеках при СДК  )  употреблять алкогольные напитки. Профкомиссии  школы за учебный год приходится  3-5 раз заниматься подростками , появившимися в общественных местах в состоянии опьянения (в основном на танцах в сельском Доме культуры).

    В среде подростков и старших учащихся нередки случаи употребления нецензурных выражений.

    СМИ пропагандируют ежедневно праздный образ жизни, легкую  добычу крупных сумм денег, проституцию,

жизнь и деятельность воров, причем показывая их в качестве героев.

     Религиозные организации и их лидеры открыто приглашают детей в свои заведения ,часто через родителей детей.

      В Нижнеаверкинской школе  1/3 из 200  учащихся –  дети жителей  города Похвистнево .Большинство из них – проблемные. Проблемы у каждого свои –кто-то не ужился с коллективами в прежней городской школе, кто-то- с учителями (учителем) , у многих нет денег на питание ,некоторых не взяли в школу из-за плохой успешности в учении, большинство из них в отличие от деревенских – курят , нецензурно выражаются. Родители большинства городских детей не желают заниматься воспитанием и  учебой детей. Коллективу  школы приходится  иногда целый год терпеливо влиять на этих детей, пока они не  признают традиции и ценности  школы ,коллектива.

q       Положительными моментами в развитии воспитательной системы школы  являются:

·         Высокая конкурентоспособность  по сравнению с ВС  других школ района , области. (В 2002году воспитательная система школы стала лауреатом  областного конкурса ВС школ , заняв второе место. Многие учащиеся из соседних школ  стремятся учиться и воспитываться именно в этой школе. Школа уже 4 года  работает на подвозе учащихся .Ежедневно автобусами школы подвозятся более 80 учащихся).

·         Воспитательная система школы  имеет возможности развития личностных качеств и дополнительного образования детей более  чем по 20 направлениям.

·         Школа имеет  хорошую ресурсную базу, позволяющую решить любые учебно-воспитательные задачи.

(Услугами ресурсного центра школы из 6 модулей пользуются учащиеся и учителя школы, жители села и города Похвистнево, других сел района . Все воспитательные мероприятия школы более 20 лет финан -сирутся  исключительно из внебюджетного фонда школы)

·         В школе хорошо развита информационная среда.(На 1 ПЭВМ приходится не более 13 учащихся, есть круглосуточный доступ к интернету , все ПЭВМ школы соединены в единую  локальная сеть, организован свободный доступ учащихся к ПЭВМ для проектной деятельности, работает система скоростного доступа к информационным ресурсам   через спутниковую систему Кросна……)

·         Учащиеся школы параллельно с учебой имеют возможность пройти профподготовку  по профессиям

·          с/х профиля.

·         За успешность в учении и любом виде деятельности учащиеся школы получают стипендии из внебюджетного фонда школы.

·         Учащиеся школы имеют возможность  зарабатывать деньги для личных нужд на одном из 9 подсобных хозяйств школы.

·         Все учащиеся школы обеспечиваются бесплатными обедами из 3 блюд ежедневно  из внебюджетного фонда школы в течение  учебного года.

·         Все образовательные и воспитательные услуги  школы бесплатны для всех учащихся школы.

·         Школа оказывает населению села и города платные образовательные услуги .

·         На протяжение последних 23 лет  нет случаев правонарушения  учащимися  , которые  с начальных классов учатся и воспитываются  в школе.

q       *В связи с ростом  динамики  социальных процессов в обществе ,  с увеличением количества детей, поступающих на обучение из других сел и г. Похвистнево , в воспитательной системе школы  нарастают

       необходимость более динамичного диагностирования потребностей , тенденций ,оперативной       

       корректировки деятельности  и (или) целей.  (Т.е. нужно успевать за жизнью !)

       **С целью содействия  развитию ключевых компетенций учащихся  в ВС школы необходимо создать

       условия для проектной деятельности большого количества учащихся (групп учащихся) одновременно.

      ***Есть проблема с  введением здоровье сберегающих технологий обучения и воспитания.

  

    

 

2.Прогнозируемые результаты реализации Программы.

§         развитие личности обучающихся  и формирование ключевых компетенций обучающихся .

§         формирование образованной , свободной, культурной, конкурентоспособной личности обучающегося, способной к  динамичным социальным отношениям, творчеству, созиданию, само- регуляции , непрерывному образованию , к жизнедеятельности  в условиях рыночных отношений.

§         Воспитание потребности к трудовой деятельности.

§         Привитие потребности  здорового образа жизни.

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Цели программы воспитания:

 Концептуальными целями   функционирования и развития программы воспитания в школе являются 

                                                     интеграция всех структур  ВС , субъектов ВС , ресурсов и потенциала  школы

                                                    для  достижения прогнозируемых результатов реализации программы.

3.Основные принципы организации воспитания в школе.

Содержание и организационные  формы воспитания в школе  основываются на  общих принципах , ориен -тирующих  воспитание на  развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой, компетентной  личности .

v      Гуманистической направленности воспитания;

(предполагает отношение педагога к субъектам воспитания как к ответственным  за свое развитие, стратегию сотрудничества ,основанную на субъект - субъектных отношениях…..)

v      Природосообразности воспитания ;

( на  понимании  взаимосвязи природных и  социокультурных процессов , воспитании сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за свое развитие, за экологические последствия своих действий и поведения.

v      Культуросообразности воспитания;

(воспитание на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами ,не противоречащими общечеловеческим )

v      Коллективности воспитания;

(осуществление развития личностных качеств в коллективах различного типа ,позволяющих расширить сферу общения, формирующих навыки социальной адаптации, самореализации.)

v     Концентрации воспитания на развитии компетенций личности.

(Содействие в формировании и развитии  ключевых компетентностей личности …)

v      Диалогичности воспитания;

( Передача общекультурных ценностей, норм  в равноправном диалоге, общении воспитателя и воспитанника, субъектов ВС).

v      Дополнительности в  воспитании;

(Воспитание состоит из взаимодополняющих компонентов и уровней  – семейного,  школьного, классного, государственного, муниципального  и т.д.)

v      Незавершимости  воспитания;

( на любой стадии воспитания и воспитанности всегда есть те ценности, которые  еще не присвоены личностью…)

 

 

 

 

 


Особенности, идеи воспитания в школе:

q       !!! Личностное развитие субъекта ВС школы  определяется только в сравнении с его прежними показателями!  (Нельзя  сравнивать динамику развития разных субъектов ВС школы!)

·         Воспитатель личностно значим для воспитанников!

·         Воспитатель социально положительно ориентирован!

·         Воспитание на личном примере.

·         Достижение успеха в сотрудничестве через труд.

·         Толерантность  сторон;

·         Компетентность воспитателя.

·         Учет базовых ценностей взаимодействующих субъектов, социума.

·         Взаимодействие не должно приносить  вреда другим личностям, обществу;

·         Сотрудничество на основе равенства субъектов воспитания.

·         Справедливость и объективность.

 

 

4. Основные направления реализации воспитания в школе.

 

Направления воспитания.

Формирование компетентностей.

 

Проектный метод.

 

 

Трудовое.

 

 

Патриотическое.

 

 

Социальное.

 

 

Духовно-нравственное.

 

 

Эстетическое.

 

 

Этическое.

 

 

Физическое.

 

 

Экологическое.

 

 

 

Интернациональное.

 

 

 

Экономическое.

1.Готовность к осознанному и ответственному выбору в любых ситуациях;

-анализ ситуации, выявление проблем ;

-определение приоритетов действий;

-целеполагание деятельности, действий;

-соотнесение целей, действий с интересами  людей, социума.

-мониторинг , анализ результативности деятельности , коррекция деятельности по достижении целей.

-принимать решения и отвечать за результаты .

 

4.Информационная компетентность;

-владение информационными технологиями  деятельности.

 

1.Профессиональная и личностная компетентность:

 -формирования системы дополнительных ЗУН , технологий учебной и трудовой деятельности, потребности, способности и  возможности продуктивного участия в системе непрерывного образования на протяжении всей жизни, жизни и деятельности  в условиях рынка.

-умение вести здоровый образ жизнедеятельности;

2.Технологическая компетентность;

способность изучить, понять, применить в жизнедеятельности  деле инструкции, алгоритмы, описания, схемы ,машины, механизмы….

-применять оптимальные, малозатратные  технологии деятельности, приводящие к высоким конечным результатам.

-умение применять здоровье сберегающие  способы труда…

2.Социальная и политическая компетентность:

-гражданская грамотность.базовая способность, необходимая для участия в демократических процедурах жизни в демократическом ,свободном обществе);

-патриотизм,

-умение критически осмысливать происходящее в условиях плюрализма ;

-умение действовать в условиях рыночных отношений;

-умение принимать решения под свою ответственность ;

-правовая грамотность(понимание права, как единственного и важнейшего механизма  регулирования социальных, общественных, межличностных , трудовых отношений)

-готовность к жизнедеятельности в правовом поле…

3.Межкультурная компетентность: (Межкультурная толерантность).

-Способность понять и признать другие национальные культуры , умение вести диалоги и сотрудничать с разными национальными группами, их представителями, отказ от предрассудков, уважение всех культур и личностей…..

 

4.Коммуникативная компетентность:

-способность к взаимодействию и сотрудничеству с личностями, коллективом, обществом;

-сформированность  навыков вступать в необходимые контакты с людьми, коллективами, обществом;

-умения слушать и понимать точку зрения собеседника ;

-искать причину неуспешного контакта прежде всего в себе ;

-умение дискутировать;

-умение адекватно воспринимать окружающих и вести себя в различных ситуациях;

-владение устными и письменными навыками общения на нескольких языках (хотя бы на 2-3);

-владение информационными  технологиями и  каналами доступа к информации (ПЭВМ, Интернет, пейджеры, факсы,  телефоны  мобильные,  электронные библиотеки);

-умения владеть, обрабатывать, хранить, анализировать  информацию, постоянно обновлять и добавлять ее.

5.Интеллектуальная компетентность:

-развитое продуктивное мышление;

-способность к анализу и синтезу, обобщениям и выводам ;

-гибкость и динамизм ума;

-способность принятия высокоэффективных , хотя и нестандартных  решений;

-умение проектировать и доводить их до логического завершения с получением выгоды;

-умение осмыслить свою деятельность (рефлексия).

-умение самостоятельно ставить цели и выполнять задачи по их достижению с получением максимальной выгоды;

-умение временные неудачи сделать ступенькой будущих успехов и т.д.

 

 

 

 

5.Способы,пути реализации Программы.

А. Способы реализации Программы  в школе.

 Достижение целей воспитания (Задачи ВС школы) планируется через :

Ø       Создание условий деятельности ,способствующих повышению социальной и творческой активности субъектов воспитания, развитию их личности .

Ø       Создание условий для формирования  компетентностей  учащихся , их социализации.

Ø       Выявление, развитие и удовлетворение образовательных, творческих, культурных, социальных потребностей субъектов воспитания. Вовлечение учащихся в организованную  деятельность .

Ø       Диагностирование основных тенденций в развитии субъектов воспитания  и  их коррекция в потребном обществу направлении.

Б. Основные пути реализации Программы.

v      Интеграция   обучения  и  воспитания; (Воспитывающее ,развивающее ,личностно- компетентностное обучение ).

v      Интеграция  семейного , школьного , коллективного  и   общественного и  воспитания.

(Семьи учащихся,  коллектив школы, классные коллективы, коллективы  кружков, объединений по интересам, подсобных  хозяйств ,

родительский комитет, органы управления образования , администрация волости, участковый инспектор, Совет по профилактике правонарушений , инспекция по делам несовершеннолетних, Центр «Семья» администрации района, спорткомитет района, отдел администрации по работе с молодежью, центр внешкольной работы (ЦВР)  и ДЮСШ  СВУ (Северо-восточного управления образования..)

v      Воспитания при реализации федерального, регионального и школьного компонентов образования в школе.(Планирование обучающих, воспитывающих, развивающих  занятий , обучающих  способам деятельности..)

·         Учителя предметники (22 учителя в 14 классах-комплектах).

·         Предметные кружки ( Воспитательная деятельность  на  8 предметных кружках).

·         НОУ учащихся школы.

·         Олимпиады, конкурсы, проекты, рефераты.

 

 
 

 

 

 

 

 


v      Через воспитательную систему школы, включающую:

·         Классные коллективы с :

- системой самоуправления , диагностирования, разделением обязанностей, функций…. ;

- системой самообслуживания;

-разделением по некоторым предметам  на коллективы мальчиков (юношей) и девочек (девушек) ;

- системой организации структуры и деятельности коллектива  класса, системой КТД.

- вожатыми (1-8кл), куратором.

              1ступень школы:                     2 ступень школы:                          3 ступень школы:

              5 коллективов;                         6 коллективов.                               5 коллективов.

               4 учителя-куратора,                6 кураторов,                                   5 кураторов.

               1 воспитатель,                          3 вожатым                                              

                4 вожатых.

   

 
 

 

 

 

 

 

 


·         Систему соуправления учащимися функционированием и развитием школы.

-Работа в представительных структурах соуправления школой:

Общее собрание участников образовательного процесса;

Конференция;

Совет школы;

Совет учащихся.

-Работа в исполнительских структурах соуправления школой:

Учком школы и его структуры;

Структуры управления  13  классных коллективов.

Структуры управления  26 объединений по интересам;

Структуры управления 9 подсобных хозяйств школы.

Работа вожатым в 1-8 классах;

Работа в СМИ школы, соуправление  КТД.(коллективными творческими делами)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·         Систему дополнительного образования и деятельности объединений учащихся по интересам.

      

Организованная деятельность:

Направления:

Формы:

Учредитель:

1.        Птицеферма школы

2.        Пасека школы.

3.        Инкубатор школы.

4.        Разведение голубей.

5.        Теплицы школы.

6.        Пекарня школы.

7.        Швейный цех школы.

8.        Радиостудия школы.

9.        Видео студия школы

  Агро- технологическое.

Агро- технологическое.

Агро- технологическое.

Агро- технологическое.

Агро- технологическое.

Агро- технологическое.

Художественно -технологическое

Информационное.

Художественно- информационное

Подсобное хозяйство.

Подсобное хозяйство.

Подсобное хозяйство

Объединение по инт.

Подсобное хозяйство.

Подсобное хозяйство.

Подсобное хозяйство.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

 

ШКОЛА.

ШКОЛА.

ШКОЛА.

ШКОЛА.

ШКОЛА-ЦВР.

ШКОЛА.

ЦВР- ШКОЛА.

ШКОЛА.

ШКОЛА.

 

10.Турист.

11.Компьютер.

12.Природа и фантазия.

13. ВИА группы школы.

14.Кукольный театр .

15.Хореография.

16.Театр школы.

17.Спорт.

18.НОУ учащихся.

19.Типография школы.

Спортивно –патриотическое

Информационно- технологическое.

Агро- технологическое.

Художественно- технологическое.

Художественно-технологическое.

Художественно-технологическое.

Художественное.

Спортивно- валеологическое.

Интеллектуальное.

Информационно-технологическое.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

Объединение по инт.

 

ЦВР СВУ.

ЦВР.

ЦВР.

ЦВР.

ЦВР.

ЦВР.

ШКОЛА.

ДЮСШ   СВУ.

ШКОЛА.

ШКОЛА.

В том числе:

        1.Объединения «Кройка и шитье» – 4 группы.                            11.Кукольный театр –1 группа.

        2.ВИА школы. –2 группы.                                                              12.Радиостудия школы-1группа.

        3.Типография школы .- 1 группа.                                                  13.Киностудия школы. –1 группа.

        4.Хореографический кружок.-4 группы.                                       14.Школьный театр 1 группы.

        5.Вожатые в классах.-1 группа.                                                      15.Уч.произв.бригада – 1 группа.

        6.Пчеловоды-1группа.  (летом)                                                     16.Птицеводы-1группа.

        7.Тепличное  овощеводы-2 группы.                                               17.Пекари-1группа.

       8.Пользователи ПЭВМ. –1 группы.                                                18.Левша – 1группа.

       9.Спортивные – 4 группы.                                                                       19.Турист- 2 группы.

       10.Агоро –технологические-4 группы.                                          20.Работа на 5,75 га земель школы.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Птицеферма школы (гуси ,утки, куры), инкубатор , пасека , пекарня , магазин, теплицы (1ОО кв.м.),швейный цех ,пашни (5га), пришкольный участок в 0,75 га, издательство газеты, платная концертная деятельность.

 
 - система  деятельности школьных мини фермерских ученических подсобных хозяйств .

 

 

 

 

·         Систему КТД (Коллективных творческих дел ,значимых для субъектов ВС школы).

·         Систему работы вожатых в 1-8классах.

·        Участие субъектов ВС школы в деятельности  системы дополнительного образования  города Похвистнево

Детская музыкальная школа г.Похвистнево, вокальная студия ДК, военно-патриотический клуб «Феникс»

спортивный клуб «Апперкот», клуб любителей картинга и т.д.

 
 

 

 

 


·         Систему мониторинга  ВС школы.

Диагностирование потребностей, тенденций, результатов. Коррекция деятельности, планов,  целей.

 
 

 


·         Проектную деятельность учащихся и учителей .

Выполнение  учащимися  социально-значимых  проектов: (некоторые проекты:)

·         Мониторинг и анализ молодежных проблем 6а) в школе; б) в селе; в ) в районе.

·         Проблемы соуправления школой а)  Видение учащихся. б)Видение родителей; в) Глазами сельчан.

·         Проблемы  предметно-эстетической среды школы , пути их решения.

·         Какой у нас коллектив. Проблемы, пути развития коллектива.

 

 
 

 

 

 

 


Примечание: Системы дополнительного образования и воспитания охватывают все возрастные группы

                                  учащихся школы, есть направления и группы , где мальчики(юноши) и девочки (девушки)

                                  занимаются отдельно.

Учащиеся 1-4 классов занимаются по планам классных воспитателей,  по общешкольному плану, в кружках и студиях по интересам (хореография , ВИА , кукольный театр , природа и фантазия и т.д….) ежедневно с ними занимаются вожатые –учащиеся 10-11классов.

Для девочек (девушек) школы есть кружки , объединения, где  они развивают личностные качества отдельно от мальчиков (юношей) ( швейный цех, пекарня, кулинария, танцевальный кружок и т.д.)

 

*При планировании и организации занятий учитываются  физиологические особенности субъектов воспитания, их  личностные ценности, потребности.

**При  планировании , организации любой деятельности детей  прогнозируются и сравниваются только личностный рост каждого отдельного субъекта ВС школы.!

 

 

 

6.Управление реализацией программы.

·         Управление реализацией программы обеспечивает интеграцию всех компонентов и структур,

участвующих в реализации программу,  в целостную, единую систему, оптимально              функционирующую  и развивающуюся. В основе управления:

Ø      Диагностирование тенденций, потребностей структур и субъектов ВС.

Ø      Прогнозирование  развития , тенденций, результативности.

Ø      Планирование функционирования и развития;

Ø      Организация деятельности структур и  субъектов ВС.

Ø      Ресурсное обеспечение воспитательной системы;

Ø      Научно - методическое и кадровое обеспечение ;

Ø      Организация мониторинга деятельности структур  и субъектов  ВС.

Ø      Анализ итогов мониторинга, сравнение с целями, задачами;

Ø      Коррекция деятельности и (или) планирования , целей.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подпись: v	Развитие нормативной правовой базы.
(Подбор нормативных актов, организация  принятия в школе локальных актов, решений администрации, приказов директора по реализации Программы)
v	Работа с кадрами.
(Подбор, подготовка , расстановка необходимых кадров, организация их обучения , программно - методическое обеспечение, организация работы психолога)
v	Научное обеспечение.
( Обеспечение системного анализа проблем воспитания в стране, области, районе , школе. Ознакомление с трудами  ведущих специалистов страны , мира в области воспитания, построения воспитательных систем и программ воспитания. Установление творческих связей, союзов с Вузами   области , лабораторий  воспитания СИПКРО.) 
v	Ресурсное обеспечение.
( Финансовое , материальное ,техническое , технологическое ,санитарно – гигиеническое , информационное обеспечение  реализации программы)
v	Планирование и организация деятельности.
v	Мониторинг тенденций, результативности . Коррекция.
7. Обеспечение реализации Программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные мероприятия по реализации программы.

1.Развитие нормативно- правовой базы воспитания и научно-методическое обеспечение воспитательной системы школы

Примечание:  Финансирование  мероприятий по реализации Программы – полностью из внебюджетного фонда школы, за исключением фонда оплаты труда воспитателей.

п\п

Наименование  мероприятий

Сроки исполнения

Планируемый объем финансирования

Исполнители

1.

Создание инициативной группы по проектированию ВС школы

2002 г

0

Педагогический коллектив

2.

Налаживание связи с ЦВР , с СИПКРО и др. с целью научного обоснования ВС школы.

2002 г

0

Администрация

3.

Рабочий семинар «Технология проектирования ВС образовательного учреждения»

2003 г

1500р

СИПКРО

4.

Теоретическое обоснование и описание ВС школы

2002-2003 гг

300р

Инициативная группа

5.

Представление ВС  школы на Всероссийский конкурс ВС

2003 г

0

Администрация

6.

Подбор и апробация  диагностических методик с целью  изучения и оценки эффективности ВС

2003-2004 гг

0

Зам дир по воспит работе , кл руководители

7.

Ознакомление всех участников воспитательной деятельности с основными областными , районными программами по проблеме воспитания , с ВС школы.

2002-2003 гг

0

Зам дир по воспит работе

8.

Участие в районной конференции «Воспитательная система сельской школы :теория , опыт , проблемы.»

2002-2003гг

100р

ЦВР , Сам ГПУ

9.

Разработка и утверждение  необходимых локальных актов ВС школы.

2002-2004гг.

0

Совет школы, педсовет.

2.Кадровое обеспечение ВС .Повышение педагогического мастерства воспитателей.

п\п

Название мероприятий

Сроки исполнения

Планируемый объем финансирования

Исполнители.

1.

Привлечение педагогов дополнительного образования ( в соответствии  с дополнительными потребностями  учащихся )

2002-2004 гг

ФОТ

Администрация

2.

Семинары по обучению педагогов дополнительного образования составлению авторских программ

2002-2004 гг

0

ЦВР , зам дир по воспит работе.

3.

Повышение квалификации педагогов

2002-2004 гг

1500р

Администрация

4.

МО классных руководителей по темам :

«Воспитательная система на основе потребностей ребенка» , «Моделирование воспитательной системы класса» , «Методы диагностирования эффективности воспитания» и др.

2002-2004гг

0

Зам дир по воспит работе

3.Мероприятия по созданию условий по формированию основных компетенций учащихся.

п\п

Наименование мероприятий

Сроки  исполнения

Планируемый объем финансирования

Исполнители

1.

Разграничение полномочий секторов Учкома

2003 г

0

Зам дир по воспит работе , педагог-организатор

2.

Налаживание сотрудничества секторов классных коллективов с секторами Учкома

2003-2004 гг

0

Кл. руководители , Учком , педагог-организатор.

3.

Развитие вожатской деятельности

2002-2004 гг.

6000р

Педагог-организатор , вожатые

4.

Расширение круга вопросов освещаемых в школьной газете , повышение издательского качества.

2002-2004 гг

2400р

Информацион-

ный сектор Учкома , ИИЦ газеты

5.

Реализация социальных проектов

2003-2004 гг

1000р

 

6.

Создание и функционирование профилактического совета

2003г

0

Администрация

7.

Разработка и утверждение «Декларации прав и обязанностей учащихся Нижнеаверкинской СОШ»

2003 г

0

Администрация , Учком

8.

Ознакомление учащихся с основными  правовыми актами через СМИ школы , на учебных занятиях.

2002-2004 гг

0

Учителя-предметники , участковый , ИДН

9.

Повышение учебной мотивации через формирование интереса к учебным предметам и денежное премирование хорошистов и отличников.

2002-2003 гг

9000р

Учителя –предметники , родители , администрация

10.

Обучение учащихся пользованию  «Интернет» в целях самообразования.

2002-2004 гг.

0

Учитель информатики , руководитель РЦ школы.

11.

Привлечение учащихся к участию в общешкольных , районных , областных интеллектуально-познавательных мероприятиях.

2002-2004 гг.

6000р

ЦВР , педагог-организатор.

12.

Включение учащихся в подготовку , участие в предметных неделях.

2002-2004гг.

1200р

Завуч, учителя-предметники

13.

Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

2002-2004 гг

400р

Социо-психологический

Отдел РЦ , кл . руководители , родители.

14.

Поддержка , развитие одаренных детей

2002-2004 гг

1000р

Администрация ,

 

15.

Занятия по психогимнастике в начальных классах

2002-2004 гг

0

Учителя начальных классов

16.

Занятия по грамматике общения в средних классах

2002-2004 гг

0

Классные руководители

17.

Тренинги общения для старшеклассников

2002-2004 гг

0

Классные руководители

18.

Объединение усилий администрации , реабилитационных секторов классов и Учкома по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе

2002-2004 гг

1000р

Администрация , реабилитационные сектора классов , Учкома

19.

Расширение круга общения детей через включение их в районные , областные мероприятия.

2002-2004 гг

3000р

Кл руководители ,  педагог-организатор

20.

Мониторинг дополнительных потребностей учащихся , расширение возможностей дополнительного образования

2002-2004 гг

0

Кл . руководители , зам дир по воспит работе

21.

Выплата заработной платы учащимся , занимающимся в подсобных хозяйствах школы

2002-2004 гг

ФОТ

Руководители подсобных хозяйств , администрация.

22.

Проведение традиционных смотров художественной самодеятельности классных коллективов ,  объединений по интересам  и подсобных хозяйств

Ежегодно

3000р

Кл руководители , руководители объединений , подсобных хозяйств , администрация

23.

Поощрение классных коллективов по итогам  учебных четвертей ( экран соревнований)

Конец каждой четверти

3000р

Администрация , Учком

24.

Участие в традиционных фестивалях художественного творчества учащихся Похвистневского района

А) «Серебряный микрофон»;

Б) Театр моды

В) Праздник танца

Г)Праздник труда и творчества

2002-2004 гг

( по плану)

600р

ЦВР , районный отдел культуры

25.

Подготовка и проведение районных туристических слетов

2002-2004 гг

(по плану)

4500р

ЦВР,  школа

26.

Подготовка и проведение традиционных общешкольных КТД «День общения с природой» , «Эстафета добрых дел» , «Эстафета знакомства»

Фестиваль гитарной песни.

Встреча ветеранов спорта района

Ежегодно ( по плану школы)

6000р

Учком , педагог-организатор , кл коллективы

27.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

2002-2003 гг

200р

Кл. руководители , вожатые , педагог-организатор , ЦВР

28.

Включение учащихся в подготовку и проведение спортивно –оздоровительных мероприятий

Ежегодно ( по плану школы)

300р.

Учитель физкультуры , спортивные сектора классов , Учкома, кл руководители

29.

Начальная  предпрофессиональная подготовка учащихся

А) водитель категорий   А и В

Б) водитель категорий  А , В,С,Е,  F

     ( тракторист)

В) бухгалтер;(курсы)

Г) оператор ПЭВМ;(курсы).

Д).Швея мотористка. (Курсы).

Ежегодно ( по плану школы )

0.

Администрация , учителя-предметники.

 

 

8.Поддержание баланса функционирования и развития.

 

Подпись: Ø	Системное диагностирование динамики потребностей государства, региона, района, села в гражданах с необходимыми компетенциями. ( СМИ, областные и  районные анализы…)
Ø	Системное диагностирование потребностей субъектов ВС .(Система мониторинга ВС школы).
Ø	Постоянное сравнивание направлений деятельности  ВС школы с изменяющимися потребностями социума, субъектов ВС школы. Коррекция курса , технологий, прогнозируемых  результатов…. (функция управления ВС).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9.Мониторинг, диагностика процессов, тенденций,  корректировка.

(постоянное наблюдение за процессом реализации Программы  с целью выявления его соответствия прогнозируемым результатам.)

Подпись: Что изучается.
(предмет мониторинга)	Как изучается
(механизм мониторинга)
1. Динамика личностного развития субъектов ВС школы. 	Тестовая диагностика личностного роста школьников 
Методика индивидуального диагностического собеседования 
2.Детский коллектив как условие развития личности школьника.	Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»   (по методике А.Н. Лутошкина )
Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллекти-
Ве. 
3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника.	Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания .
4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. 	Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания. 
4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания.	Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания 
(оборудования, аппаратуры, культурно-массового , туристского, спортивного снаря-
жения, библиотечно-информационного фонда и  т.д. исходя   из реальных материальных
возможностей образовательного учреждения.)
4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания. 	Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необхо-
димых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров
 (это могут быть классные руководители и классные воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования, социальный педагог и школьный психо-
лог) и их профессиональной квалификации. 
4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания.	Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения
 
4.4.Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников.	Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников (См. рекомендации к проведению 
анализа в соответствующем разделе данного пособия).
4.5.Программное обеспечение процесса воспитания.	Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении .
5.Удовлетворенность субъектов ВС школы	Методика диагностирования субъектов ВС школы.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. (по методике П.В. Степанова,  Д.В. Григорьева….)

 1.Отношение к миру. 

Объекты отношения

Личностный рост

Личностный регресс.

 

1.Семья

уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

2.Отечество

гражданственность, патриотизм

обывательство и социальное иждивенчество

3.Земля

любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

потребительское отношение к природе и ее богатствам

4.Мир

миротворчество и неприятие насилия, пацифизм

милитаризм

5.Труд

трудолюбие, стремление к творчеству

лень

6.Культура

интеллигентность

бескультурье, хамство и вандализм

7.Знания

любознательность

невежество

 

2.Отношение к другим людям.

8.Человек как таковой (такой же, как Я сам)

гуманность

жестокость

9.Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я)

альтруизм

эгоизм

10.Человек как Иной (не такой, как Я)

толерантность

ксенофобия, национализм, расизм

3.Отношение к самому себе.

11.Я - телесное

забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

12.Я - душевное

самопринятие и душевное здоровье

комплекс неполноценности

 

13.Я - духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

 

превращение личности в “социальную пешку”

 

Примечание: При диагностировании ВС школы  используются  два основных критерия - продуктивность  деятельности и удовлетворенность субъектов ВС. (степень развития личности,  коллектива  и   удовлетворенность  субъектов ВС школы).

 

Список использованной литературы:

Название:

Автор.

Издательство:

1.Практическое воспитание в школе (1 и 2 части)

В.М. Лизинский .

Москва,»Педагогический поиск».

 

2.Воспитание в сельской школе.

Л.В.Байбородова,

А.П. Чернявская

Москва,»Педагогический поиск».

 

3. Я расту.

Тихомирова Е.И,

Чучкалова В.Н.

Г.Самара.

СГПУ.

 4.Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе .

 

П.В.Степанов,

Д.В.Григорьев,

И.В.Кулешова

Москва.Под редакцией

Н.Л. Селивановой и

В.М.Лизинского

5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Лаборатория воспитания СИПКРО Н.И. Комарова.

Электронная версия.

6. Словарь-справочник по теории воспитательных систем.

 

Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и переработанное

 

Москва, «Педагогическое общество».

7.Закон РФ «Об образовании»

 

Москва, «Юрист»

8.Комментарий к типовому Положению об общеобразовательном учреждении.

В.И.Шкатулла.

Москва, «Вентана –Граф».

9.КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Генеральная ассамблея ООН.

Москва, «Директор школы».

10.Воспитательные системы ОУ Самарской области. Сборник.

Коллектив авторов.

Департамент образования и науки Самарской области Р.Ф. СИПКРО.

11.Методика изучения эффективности воспитательной деятельности в школе.

Сборник.

Ю.М. Тамошин.

РЦМО г. Самара.