|
Похвистневского района
Самарской области России.
Введение.
q Программа воспитания МОУ Нижнеаверкинской СОШ рассчитана на оптимизацию имеющейся ВС школы, организацию сотрудничества всех субъектов ВС школы - детей дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста, родителей детей, учителей, воспитателей, членов администрации школы, коллективных субъектов воспитательной системы школы для достижения целей воспитательной системы школы.
q Авторы программы: Малышев Вячеслав Никитович , заслуженный педагог РФ, отличник образования, директор МОУ Нижнеаверкинской СОШ, Арланова Елена Александровна, психолог, заместитель директора Нижнеаверкинской СОШ по воспитательной работе.
q Важнейшей составляющей развития общества, государства является духовно –нравственное становление
детей, учащихся, молодежи, подготовка их самостоятельной жизни. Выражением политики государства в области воспитания является принцип гуманистического характера воспитания (Закон Р.Ф. «Об образовании).
Основные цели воспитания и обучения, пути их достижения определены Национальной доктриной Российской Федерации в области образования . (Постановление Правительства Р.Ф. №751 от 4.10.2000г.)
Ведущим направлением реализации принципов государственной политики в сфере воспитания стала
Программа развития воспитания в системе образования Р.Ф. (Приказ Министерства образования Р.Ф. №574 от 18.10.99г), выделяющая воспитание как стратегическую задачу государства и определяющая роль образовательного учреждения, как центрального звена этой системы. В числе первоочередных задач выдвинута задача формирования воспитательных систем школ , включающих в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.
q В Самарской области утвержден и функционирует План мероприятий Администрации области по формированию воспитательных систем образовательных учреждений на 2001-2003 годы.(постановление губернатора Самарской области №316от 6.09.2001г).
q В Похвистневском районе Самарской области Р.Ф. действует Программа развития детей Похвистневского района на 2001-2003 годы, утвержденная главой района А.И. Ларионовым.
q
Одной из
важнейших задач Похвистневского территориального органа управления
образования является обеспечение формирования воспитательных систем
образовательных учреждений района.
q В 106 летней истории становления и развития Нижнеаверкинской школы вопросы воспитания подрастающего поколения, их социализации всегда были одними из главных, т.к. от того, каких выпускников школа готовит напрямую зависит прошлое ,настоящее и будущее села .
Все специалисты села в области сельхозпроизводства , культуры, образования, сферы обслуживания выходцы из стен Нижнеаверкинской школы и от их воспитанности , компетентности в решении производственных, социальных, бытовых проблем зависит уровень жизни в селе, районе. Новые, динамичные процессы изменений в обществе требуют от образовательных учреждений подготовки граждан с новыми качествами, потребными в условиях новых социальных отношений, которые кратко можно охарактеризовать так:
· Результат (продукт) образования должен соответствовать запросам общества, государства , людей. (времени).
· Продукт системы образования должен быть конкурентоспособным и затребован обществом , рынком.
·
В настоящее время и далее человеку придется в
течение жизни несколько раз менять профессию, технологии деятельности .(Так
стремительно все изменяется!)
· Знаниевая ориентация школ должна смениться на компетентностно – личностно ориентированную .(Т.е каждый выпускник школы должен уметь использовать для достижения целей внутренние (знания, умения, навыки , технологии деятельности ,свои особенности и личностные качества) и внешние (информацион-
ные , материальные, технологические, человеческие ..) ресурсы.
· Для успешной самореализации в настоящих условиях ,своевременной и безболезненной смены технологий деятельности ,динамичного развития социальных отношений наиболее необходимы следующие основные качества:
1.Профессиональная и личностная компетентность.
2.Готовность
к осознанному и ответственному выбору в любых ситуациях;
3.Технологическая
компетентность;
4.Готовность
к непрерывному образованию (самообразованию);
5.Информационная
компетентность;
6.Социальная
компетентность;
7.Коммуникационная компетентность.
1.Основные тенденции и проблемы воспитания .
q Воспитание учащихся в современном обществе происходит в условиях экономического и политического
реформирования , в результате чего динамично изменяются потребности и ценности социума , разрушены сложившиеся ранее нравственно –этические нормы и традиции семейного уклада . Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилились конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, между личностью и социумом. Следствием этого стали негативные тенденции снижения воспитательного воздействия семьи , ее роли в социализации детей.
Вследствие разрушения (сельскохозяйственного и промышленного) производств родители многих учащихся остались без работы , а их семьи и дети - за чертой бедности.
Чрезмерная занятость обеспеченных работой родителей так же негативно влияет на социализацию их детей.
Состояние здоровья многих детей – катастрофическое . В МОУ Нижнеаверкинской школе уже на момент поступления в 1 класс школы каждый третий ребенок имеет стабильные болезни.
У детей из неблагополучных семей проявляется агрессия, стрессы, неврозы, конфликты с социумом.
Многие дети с раннего возраста начинают курить, подростки и старшие школьники с молчаливого согласия родителей начинают во внешкольное время (дома, на дискотеках при СДК ) употреблять алкогольные напитки. Профкомиссии школы за учебный год приходится 3-5 раз заниматься подростками , появившимися в общественных местах в состоянии опьянения (в основном на танцах в сельском Доме культуры).
В среде подростков и старших учащихся нередки случаи употребления нецензурных выражений.
СМИ пропагандируют ежедневно праздный образ жизни, легкую добычу крупных сумм денег, проституцию,
жизнь и деятельность воров, причем показывая их в качестве героев.
Религиозные организации и их лидеры открыто приглашают детей в свои заведения ,часто через родителей детей.
В Нижнеаверкинской школе 1/3 из 200 учащихся – дети жителей города Похвистнево .Большинство из них – проблемные. Проблемы у каждого свои –кто-то не ужился с коллективами в прежней городской школе, кто-то- с учителями (учителем) , у многих нет денег на питание ,некоторых не взяли в школу из-за плохой успешности в учении, большинство из них в отличие от деревенских – курят , нецензурно выражаются. Родители большинства городских детей не желают заниматься воспитанием и учебой детей. Коллективу школы приходится иногда целый год терпеливо влиять на этих детей, пока они не признают традиции и ценности школы ,коллектива.
q Положительными моментами в развитии воспитательной системы школы являются:
· Высокая конкурентоспособность по сравнению с ВС других школ района , области. (В 2002году воспитательная система школы стала лауреатом областного конкурса ВС школ , заняв второе место. Многие учащиеся из соседних школ стремятся учиться и воспитываться именно в этой школе. Школа уже 4 года работает на подвозе учащихся .Ежедневно автобусами школы подвозятся более 80 учащихся).
· Воспитательная система школы имеет возможности развития личностных качеств и дополнительного образования детей более чем по 20 направлениям.
· Школа имеет хорошую ресурсную базу, позволяющую решить любые учебно-воспитательные задачи.
(Услугами ресурсного центра школы из 6 модулей пользуются учащиеся и учителя школы, жители села и города Похвистнево, других сел района . Все воспитательные мероприятия школы более 20 лет финан -сирутся исключительно из внебюджетного фонда школы)
· В школе хорошо развита информационная среда.(На 1 ПЭВМ приходится не более 13 учащихся, есть круглосуточный доступ к интернету , все ПЭВМ школы соединены в единую локальная сеть, организован свободный доступ учащихся к ПЭВМ для проектной деятельности, работает система скоростного доступа к информационным ресурсам через спутниковую систему Кросна……)
· Учащиеся школы параллельно с учебой имеют возможность пройти профподготовку по профессиям
· с/х профиля.
· За успешность в учении и любом виде деятельности учащиеся школы получают стипендии из внебюджетного фонда школы.
· Учащиеся школы имеют возможность зарабатывать деньги для личных нужд на одном из 9 подсобных хозяйств школы.
· Все учащиеся школы обеспечиваются бесплатными обедами из 3 блюд ежедневно из внебюджетного фонда школы в течение учебного года.
· Все образовательные и воспитательные услуги школы бесплатны для всех учащихся школы.
· Школа оказывает населению села и города платные образовательные услуги .
· На протяжение последних 23 лет нет случаев правонарушения учащимися , которые с начальных классов учатся и воспитываются в школе.
q *В связи с ростом динамики социальных процессов в обществе , с увеличением количества детей, поступающих на обучение из других сел и г. Похвистнево , в воспитательной системе школы нарастают
необходимость более динамичного диагностирования потребностей , тенденций ,оперативной
корректировки деятельности и (или) целей. (Т.е. нужно успевать за жизнью !)
**С целью содействия развитию ключевых компетенций учащихся в ВС школы необходимо создать
условия для проектной деятельности большого количества учащихся (групп учащихся) одновременно.
***Есть проблема с введением здоровье сберегающих технологий обучения и воспитания.
2.Прогнозируемые результаты реализации Программы.
§
развитие личности
обучающихся и формирование ключевых
компетенций обучающихся . §
формирование образованной ,
свободной, культурной, конкурентоспособной личности обучающегося, способной
к динамичным социальным отношениям,
творчеству, созиданию, само- регуляции , непрерывному образованию , к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. §
Воспитание потребности к
трудовой деятельности. §
Привитие потребности здорового образа жизни.
2.Цели программы воспитания:
Концептуальными
целями функционирования и развития
программы воспитания в школе являются
интеграция всех структур ВС ,
субъектов ВС , ресурсов и потенциала
школы
для достижения прогнозируемых
результатов реализации программы.
3.Основные принципы организации воспитания в
школе.
Содержание и организационные формы воспитания в школе основываются на общих принципах , ориен
-тирующих воспитание на развитие социально активной, образованной,
нравственно и физически здоровой, компетентной
личности .
v
Гуманистической
направленности воспитания;
(предполагает отношение педагога к субъектам воспитания как к ответственным за свое развитие, стратегию сотрудничества ,основанную на субъект - субъектных отношениях…..)
v
Природосообразности
воспитания ;
( на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов , воспитании сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за свое развитие, за экологические последствия своих действий и поведения.
v
Культуросообразности
воспитания;
(воспитание на общечеловеческих
ценностях, в соответствии с ценностями и нормами ,не противоречащими
общечеловеческим )
v
Коллективности
воспитания;
(осуществление развития личностных качеств в коллективах различного типа ,позволяющих расширить сферу общения, формирующих навыки социальной адаптации, самореализации.)
v
Концентрации воспитания на
развитии компетенций личности.
(Содействие в формировании и
развитии ключевых компетентностей
личности …)
v
Диалогичности
воспитания;
( Передача общекультурных
ценностей, норм в равноправном диалоге,
общении воспитателя и воспитанника, субъектов ВС).
v
Дополнительности
в воспитании;
(Воспитание состоит из
взаимодополняющих компонентов и уровней
– семейного, школьного,
классного, государственного, муниципального
и т.д.)
v
Незавершимости воспитания;
( на любой стадии воспитания и
воспитанности всегда есть те ценности, которые
еще не присвоены личностью…)
Особенности, идеи воспитания в школе:
q !!! Личностное развитие субъекта ВС школы определяется только в сравнении с его
прежними показателями! (Нельзя
сравнивать динамику развития разных субъектов ВС школы!)
·
Воспитатель личностно значим для воспитанников!
·
Воспитатель социально положительно ориентирован!
·
Воспитание на личном примере.
·
Достижение успеха в сотрудничестве через труд.
·
Толерантность
сторон;
·
Компетентность воспитателя.
·
Учет базовых ценностей взаимодействующих субъектов,
социума.
·
Взаимодействие не должно приносить вреда другим личностям, обществу;
·
Сотрудничество на основе равенства субъектов воспитания.
·
Справедливость и объективность.
4. Основные направления реализации воспитания в
школе.
Направления воспитания. |
Формирование компетентностей. |
Проектный метод. Трудовое. Патриотическое. Социальное. Духовно-нравственное. Эстетическое. Этическое. Физическое. Экологическое. Интернациональное. Экономическое. |
1.Готовность к
осознанному и ответственному выбору в любых ситуациях; -анализ
ситуации, выявление проблем ; -определение
приоритетов действий; -целеполагание
деятельности, действий; -соотнесение
целей, действий с интересами людей,
социума. -мониторинг ,
анализ результативности деятельности , коррекция деятельности по достижении
целей. -принимать
решения и отвечать за результаты . |
4.Информационная
компетентность; -владение информационными
технологиями деятельности. |
|
1.Профессиональная
и личностная компетентность: -формирования системы дополнительных ЗУН ,
технологий учебной и трудовой деятельности, потребности, способности и возможности продуктивного участия в системе
непрерывного образования на протяжении всей жизни, жизни и деятельности в условиях рынка. -умение вести здоровый образ жизнедеятельности; |
|
2.Технологическая
компетентность; способность
изучить, понять, применить в жизнедеятельности деле инструкции, алгоритмы, описания, схемы
,машины, механизмы…. -применять
оптимальные, малозатратные технологии деятельности, приводящие к
высоким конечным результатам. -умение применять здоровье сберегающие способы труда… |
|
2.Социальная и
политическая компетентность: -гражданская грамотность.базовая способность, необходимая для участия
в демократических процедурах жизни в демократическом ,свободном обществе); -патриотизм, -умение
критически осмысливать происходящее в условиях плюрализма ; -умение
действовать в условиях рыночных отношений; -умение
принимать решения под свою ответственность ; -правовая
грамотность(понимание права, как единственного и важнейшего механизма регулирования социальных, общественных,
межличностных , трудовых отношений) -готовность
к жизнедеятельности в правовом поле… |
|
3.Межкультурная
компетентность: (Межкультурная
толерантность). -Способность
понять и признать другие национальные культуры , умение вести диалоги и
сотрудничать с разными национальными группами, их представителями, отказ от
предрассудков, уважение всех культур и личностей….. |
|
4.Коммуникативная
компетентность: -способность
к взаимодействию и сотрудничеству с личностями, коллективом, обществом; -сформированность навыков вступать в необходимые контакты с
людьми, коллективами, обществом; -умения
слушать и понимать точку зрения собеседника ; -искать
причину неуспешного контакта прежде всего в себе ; -умение
дискутировать; -умение
адекватно воспринимать окружающих и вести себя в различных ситуациях; -владение
устными и письменными навыками общения на нескольких языках (хотя бы на 2-3); -владение
информационными технологиями и каналами доступа к информации (ПЭВМ,
Интернет, пейджеры, факсы, телефоны мобильные,
электронные библиотеки); -умения
владеть, обрабатывать, хранить, анализировать
информацию, постоянно обновлять и добавлять ее. |
|
5.Интеллектуальная
компетентность: -развитое
продуктивное мышление; -способность
к анализу и синтезу, обобщениям и выводам ; -гибкость
и динамизм ума; -способность
принятия высокоэффективных , хотя и нестандартных решений; -умение
проектировать и доводить их до логического завершения с получением выгоды; -умение
осмыслить свою деятельность (рефлексия). -умение
самостоятельно ставить цели и выполнять задачи по их достижению с получением
максимальной выгоды; -умение
временные неудачи сделать ступенькой будущих успехов и т.д. |
5.Способы,пути реализации Программы.
А.
Способы реализации Программы в школе.
Достижение
целей воспитания (Задачи ВС школы) планируется
через :
Ø Создание условий деятельности ,способствующих повышению социальной и творческой активности субъектов воспитания, развитию их личности .
Ø Создание условий для формирования компетентностей учащихся , их социализации.
Ø Выявление, развитие и удовлетворение образовательных, творческих, культурных, социальных потребностей субъектов воспитания. Вовлечение учащихся в организованную деятельность .
Ø Диагностирование основных тенденций в развитии субъектов воспитания и их коррекция в потребном обществу направлении.
Б. Основные пути реализации Программы.
v
Интеграция
обучения и воспитания; (Воспитывающее
,развивающее ,личностно- компетентностное обучение ).
v
Интеграция семейного
, школьного , коллективного и общественного и воспитания.
(Семьи учащихся, коллектив
школы, классные коллективы, коллективы
кружков, объединений по интересам, подсобных хозяйств ,
родительский комитет, органы управления образования ,
администрация волости, участковый инспектор, Совет по профилактике
правонарушений , инспекция по делам несовершеннолетних, Центр «Семья»
администрации района, спорткомитет района, отдел администрации по работе с
молодежью, центр внешкольной работы (ЦВР)
и ДЮСШ СВУ (Северо-восточного
управления образования..)
v
Воспитания при реализации федерального, регионального и
школьного компонентов образования в школе.(Планирование обучающих,
воспитывающих, развивающих занятий ,
обучающих способам деятельности..)
·
Учителя предметники (22 учителя в 14
классах-комплектах). ·
Предметные кружки ( Воспитательная деятельность на
8 предметных кружках). ·
НОУ учащихся школы. ·
Олимпиады, конкурсы, проекты, рефераты.
v
Через воспитательную систему школы, включающую:
·
Классные коллективы
с :
- системой самоуправления ,
диагностирования, разделением обязанностей, функций…. ;
- системой самообслуживания;
-разделением по некоторым
предметам на коллективы мальчиков
(юношей) и девочек (девушек) ;
- системой организации структуры и
деятельности коллектива класса, системой
КТД.
- вожатыми (1-8кл), куратором.
1ступень школы:
2 ступень школы: 3 ступень школы: 5
коллективов;
6 коллективов. 5
коллективов. 4 учителя-куратора, 6 кураторов, 5
кураторов. 1 воспитатель, 3 вожатым
4 вожатых.
·
Систему
соуправления учащимися функционированием и развитием школы.
-Работа в представительных структурах соуправления
школой: Общее собрание участников образовательного процесса; Конференция; Совет школы; Совет учащихся. -Работа в исполнительских структурах соуправления
школой: Учком школы и его структуры; Структуры управления
13 классных коллективов. Структуры управления
26 объединений по интересам; Структуры управления 9 подсобных хозяйств школы. Работа вожатым в 1-8 классах; Работа в СМИ школы, соуправление КТД.(коллективными творческими делами)
·
Систему
дополнительного образования и деятельности объединений учащихся по интересам.
Организованная деятельность: |
Направления: |
Формы: |
Учредитель: |
1.
Птицеферма школы 2.
Пасека школы. 3.
Инкубатор школы. 4.
Разведение голубей. 5.
Теплицы школы. 6.
Пекарня школы. 7.
Швейный цех школы. 8.
Радиостудия школы. 9.
Видео студия школы |
Агро- технологическое. Агро- технологическое. Агро- технологическое. Агро- технологическое. Агро- технологическое. Агро- технологическое. Художественно -технологическое Информационное. Художественно- информационное |
Подсобное хозяйство. Подсобное хозяйство. Подсобное хозяйство Объединение по инт. Подсобное хозяйство. Подсобное хозяйство. Подсобное хозяйство. Объединение по инт. Объединение по инт. |
ШКОЛА. ШКОЛА. ШКОЛА. ШКОЛА. ШКОЛА-ЦВР. ШКОЛА. ЦВР- ШКОЛА. ШКОЛА. ШКОЛА. |
10.Турист. 11.Компьютер. 12.Природа и фантазия. 13. ВИА группы школы. 14.Кукольный театр . 15.Хореография. 16.Театр школы. 17.Спорт. 18.НОУ учащихся. 19.Типография школы. |
Спортивно –патриотическое Информационно- технологическое. Агро- технологическое. Художественно- технологическое. Художественно-технологическое. Художественно-технологическое. Художественное. Спортивно- валеологическое. Интеллектуальное. Информационно-технологическое. |
Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. Объединение по инт. |
ЦВР СВУ. ЦВР. ЦВР. ЦВР. ЦВР. ЦВР. ШКОЛА. ДЮСШ СВУ. ШКОЛА. ШКОЛА. |
В том числе:
1.Объединения «Кройка и шитье» – 4 группы. 11.Кукольный
театр –1 группа. 2.ВИА
школы. –2 группы.
12.Радиостудия школы-1группа.
3.Типография школы .- 1 группа.
13.Киностудия школы. –1 группа.
4.Хореографический кружок.-4 группы.
14.Школьный театр 1 группы. 5.Вожатые
в классах.-1 группа. 15.Уч.произв.бригада
– 1 группа.
6.Пчеловоды-1группа.
(летом)
16.Птицеводы-1группа.
7.Тепличное овощеводы-2
группы. 17.Пекари-1группа.
8.Пользователи ПЭВМ. –1 группы.
18.Левша – 1группа.
9.Спортивные – 4 группы. 19.Турист- 2 группы. 10.Агоро
–технологические-4 группы.
20.Работа на
Птицеферма школы (гуси ,утки, куры), инкубатор , пасека
, пекарня , магазин, теплицы (1ОО кв.м.),швейный
цех ,пашни (5га), пришкольный участок в
- система
деятельности школьных мини фермерских ученических подсобных хозяйств .
·
Систему КТД
(Коллективных творческих дел ,значимых для субъектов ВС школы).
·
Систему работы вожатых
в 1-8классах.
·
Участие субъектов ВС
школы в деятельности системы
дополнительного образования города
Похвистнево
Детская музыкальная школа г.Похвистнево, вокальная
студия ДК, военно-патриотический клуб «Феникс» спортивный клуб «Апперкот», клуб любителей картинга и
т.д.
·
Систему
мониторинга ВС школы.
Диагностирование
потребностей, тенденций, результатов. Коррекция деятельности, планов, целей.
·
Проектную деятельность учащихся и учителей
.
Выполнение учащимися
социально-значимых проектов:
(некоторые проекты:) ·
Мониторинг и анализ молодежных проблем 6а) в
школе; б) в селе; в ) в районе. ·
Проблемы соуправления школой а) Видение учащихся. б)Видение родителей; в)
Глазами сельчан. ·
Проблемы
предметно-эстетической среды школы , пути их решения. ·
Какой у нас коллектив. Проблемы, пути
развития коллектива.
Примечание: Системы дополнительного образования и воспитания
охватывают все возрастные группы
учащихся школы, есть направления и группы , где мальчики(юноши) и
девочки (девушки)
занимаются отдельно.
Учащиеся 1-4 классов занимаются по планам классных воспитателей, по общешкольному плану, в кружках и студиях
по интересам (хореография , ВИА , кукольный театр , природа и фантазия и т.д….) ежедневно с ними занимаются вожатые –учащиеся
10-11классов.
Для девочек (девушек) школы есть кружки , объединения, где они развивают личностные качества отдельно от
мальчиков (юношей) ( швейный цех, пекарня, кулинария, танцевальный кружок и
т.д.)
*При планировании и организации занятий учитываются физиологические особенности субъектов
воспитания, их личностные ценности,
потребности.
**При планировании , организации
любой деятельности детей прогнозируются
и сравниваются только личностный рост каждого отдельного субъекта ВС школы.!
6.Управление
реализацией программы.
·
Управление
реализацией программы обеспечивает интеграцию всех компонентов и структур,
участвующих в реализации
программу, в целостную, единую систему,
оптимально
функционирующую и развивающуюся.
В основе управления:
Ø
Диагностирование тенденций, потребностей структур и субъектов ВС. Ø
Прогнозирование развития ,
тенденций, результативности. Ø
Планирование функционирования и развития; Ø
Организация деятельности структур и
субъектов ВС. Ø
Ресурсное обеспечение воспитательной системы; Ø
Научно - методическое и кадровое обеспечение ; Ø
Организация мониторинга деятельности структур и субъектов ВС. Ø
Анализ итогов мониторинга, сравнение с целями, задачами; Ø
Коррекция деятельности и (или) планирования , целей.
7.
Обеспечение реализации Программы.
Основные
мероприятия по реализации программы.
1.Развитие нормативно- правовой базы воспитания и научно-методическое обеспечение воспитательной системы школы
Примечание: Финансирование мероприятий по реализации Программы –
полностью из внебюджетного фонда школы, за исключением фонда оплаты труда
воспитателей.
№ п\п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Планируемый объем
финансирования |
Исполнители |
1. |
Создание инициативной группы по проектированию ВС
школы |
|
0 |
Педагогический коллектив |
2. |
Налаживание связи с ЦВР , с СИПКРО и др. с целью
научного обоснования ВС школы. |
|
0 |
Администрация |
3. |
Рабочий семинар «Технология проектирования ВС
образовательного учреждения» |
|
1500р |
СИПКРО |
4. |
Теоретическое обоснование и описание ВС школы |
2002-2003 гг |
300р |
Инициативная группа |
5. |
Представление ВС
школы на Всероссийский конкурс ВС |
|
0 |
Администрация |
6. |
Подбор и апробация
диагностических методик с целью
изучения и оценки эффективности ВС |
2003-2004 гг |
0 |
Зам дир
по воспит работе , кл
руководители |
7. |
Ознакомление всех участников воспитательной
деятельности с основными областными , районными программами по проблеме
воспитания , с ВС школы. |
2002-2003 гг |
0 |
Зам дир
по воспит работе |
8. |
Участие в районной конференции «Воспитательная система
сельской школы :теория , опыт , проблемы.» |
2002-2003гг |
100р |
ЦВР , Сам ГПУ |
9. |
Разработка и утверждение необходимых локальных актов ВС школы. |
2002-2004гг. |
0 |
Совет школы, педсовет. |
2.Кадровое
обеспечение ВС .Повышение педагогического мастерства воспитателей.
№п\п |
Название мероприятий |
Сроки исполнения |
Планируемый объем финансирования |
Исполнители. |
1. |
Привлечение педагогов дополнительного образования (
в соответствии с дополнительными
потребностями учащихся ) |
2002-2004 гг |
ФОТ |
Администрация |
2. |
Семинары по обучению педагогов дополнительного
образования составлению авторских программ |
2002-2004 гг |
0 |
ЦВР , зам дир по воспит работе. |
3. |
Повышение квалификации педагогов |
2002-2004 гг |
1500р |
Администрация |
4. |
МО классных руководителей по темам : «Воспитательная система на основе потребностей
ребенка» , «Моделирование воспитательной системы класса» , «Методы
диагностирования эффективности воспитания» и др. |
2002-2004гг |
0 |
Зам дир
по воспит работе |
3.Мероприятия по
созданию условий по формированию основных компетенций учащихся.
№
п\п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Планируемый
объем финансирования |
Исполнители |
1. |
Разграничение полномочий
секторов Учкома |
|
0 |
Зам дир
по воспит работе , педагог-организатор |
2. |
Налаживание
сотрудничества секторов классных коллективов с секторами Учкома |
2003-2004 гг |
0 |
Кл. руководители , Учком
, педагог-организатор. |
3. |
Развитие вожатской
деятельности |
2002-2004 гг. |
6000р |
Педагог-организатор ,
вожатые |
4. |
Расширение круга вопросов
освещаемых в школьной газете , повышение издательского качества. |
2002-2004 гг |
2400р |
Информацион- ный сектор Учкома , ИИЦ газеты |
5. |
Реализация социальных
проектов |
2003-2004 гг |
1000р |
|
6. |
Создание и
функционирование профилактического совета |
2003г |
0 |
Администрация |
7. |
Разработка и утверждение
«Декларации прав и обязанностей учащихся Нижнеаверкинской СОШ» |
|
0 |
Администрация , Учком |
8. |
Ознакомление учащихся с
основными правовыми актами через СМИ
школы , на учебных занятиях. |
2002-2004 гг |
0 |
Учителя-предметники ,
участковый , ИДН |
9. |
Повышение учебной мотивации
через формирование интереса к учебным предметам и денежное премирование
хорошистов и отличников. |
2002-2003 гг |
9000р |
Учителя –предметники ,
родители , администрация |
10. |
Обучение учащихся
пользованию «Интернет» в целях
самообразования. |
2002-2004 гг. |
0 |
Учитель информатики ,
руководитель РЦ школы. |
11. |
Привлечение учащихся к
участию в общешкольных , районных , областных интеллектуально-познавательных
мероприятиях. |
2002-2004 гг. |
6000р |
ЦВР ,
педагог-организатор. |
12. |
Включение учащихся в
подготовку , участие в предметных неделях. |
2002-2004гг. |
1200р |
Завуч,
учителя-предметники |
13. |
Психолого-педагогическая
поддержка детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. |
2002-2004 гг |
400р |
Социо-психологический Отдел РЦ , кл . руководители , родители. |
14. |
Поддержка , развитие
одаренных детей |
2002-2004 гг |
1000р |
Администрация , |
15. |
Занятия по психогимнастике в начальных классах |
2002-2004 гг |
0 |
Учителя начальных классов |
16. |
Занятия по грамматике
общения в средних классах |
2002-2004 гг |
0 |
Классные руководители |
17. |
Тренинги общения для
старшеклассников |
2002-2004 гг |
0 |
Классные руководители |
18. |
Объединение усилий
администрации , реабилитационных секторов классов и Учкома по созданию и
поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе |
2002-2004 гг |
1000р |
Администрация ,
реабилитационные сектора классов , Учкома |
19. |
Расширение круга общения
детей через включение их в районные , областные мероприятия. |
2002-2004 гг |
3000р |
Кл руководители ,
педагог-организатор |
20. |
Мониторинг дополнительных
потребностей учащихся , расширение возможностей дополнительного образования |
2002-2004 гг |
0 |
Кл . руководители , зам дир
по воспит работе |
21. |
Выплата заработной платы
учащимся , занимающимся в подсобных хозяйствах школы |
2002-2004 гг |
ФОТ |
Руководители подсобных
хозяйств , администрация. |
22. |
Проведение традиционных
смотров художественной самодеятельности классных коллективов , объединений по интересам и подсобных хозяйств |
Ежегодно |
3000р |
Кл руководители , руководители объединений , подсобных
хозяйств , администрация |
23. |
Поощрение классных
коллективов по итогам учебных
четвертей ( экран соревнований) |
Конец каждой четверти |
3000р |
Администрация , Учком |
24. |
Участие в традиционных
фестивалях художественного творчества учащихся Похвистневского района А) «Серебряный микрофон»; Б) Театр моды В) Праздник танца Г)Праздник труда и творчества |
2002-2004 гг ( по плану) |
600р |
ЦВР , районный отдел
культуры |
25. |
Подготовка и проведение
районных туристических слетов |
2002-2004 гг (по плану) |
4500р |
ЦВР, школа |
26. |
Подготовка и проведение
традиционных общешкольных КТД «День общения с природой» , «Эстафета добрых
дел» , «Эстафета знакомства» Фестиваль гитарной песни. Встреча ветеранов спорта района |
Ежегодно ( по плану
школы) |
6000р |
Учком ,
педагог-организатор , кл коллективы |
27. |
Профилактика
дорожно-транспортного травматизма |
2002-2003 гг |
200р |
Кл. руководители , вожатые , педагог-организатор , ЦВР |
28. |
Включение учащихся в
подготовку и проведение спортивно –оздоровительных мероприятий |
Ежегодно ( по плану
школы) |
300р. |
Учитель физкультуры ,
спортивные сектора классов , Учкома, кл
руководители |
29. |
Начальная предпрофессиональная
подготовка учащихся А) водитель категорий А и В Б) водитель категорий А , В,С,Е,
F ( тракторист) В) бухгалтер;(курсы) Г) оператор
ПЭВМ;(курсы). Д).Швея мотористка. (Курсы). |
Ежегодно ( по плану школы ) |
0. |
Администрация ,
учителя-предметники. |
8.Поддержание баланса функционирования и развития.
9.Мониторинг, диагностика процессов, тенденций, корректировка.
(постоянное наблюдение за
процессом реализации Программы с целью
выявления его соответствия прогнозируемым результатам.)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. (по методике П.В.
Степанова, Д.В. Григорьева….)
1.Отношение
к миру.
Объекты отношения |
Личностный рост |
Личностный регресс. |
1.Семья |
уважение
семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию |
социальная
беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни |
2.Отечество |
гражданственность,
патриотизм |
обывательство
и социальное иждивенчество |
3.Земля |
любовь
к природе, бережное отношение к ее богатствам |
потребительское
отношение к природе и ее богатствам |
4.Мир |
миротворчество
и неприятие насилия, пацифизм |
милитаризм |
5.Труд |
трудолюбие,
стремление к творчеству |
лень |
6.Культура |
интеллигентность |
бескультурье,
хамство и вандализм |
7.Знания |
любознательность |
невежество |
2.Отношение
к другим людям.
8.Человек как таковой (такой же, как Я сам) |
гуманность |
жестокость |
9.Человек как Другой, как альтер-Эго (не
Я) |
альтруизм |
эгоизм |
10.Человек как Иной (не такой, как Я) |
толерантность |
ксенофобия,
национализм, расизм |
3.Отношение к самому себе.
11.Я - телесное |
забота о
своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни |
пристрастие
к вредным привычкам и постепенное разрушение организма |
12.Я - душевное |
самопринятие
и душевное здоровье |
комплекс
неполноценности |
13.Я - духовное |
Свобода
как главная характеристика духовного бытия человека, включающая
самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека |
превращение
личности в “социальную пешку” |
Примечание:
При диагностировании ВС школы
используются два основных
критерия - продуктивность деятельности и
удовлетворенность субъектов ВС. (степень
развития личности, коллектива и
удовлетворенность субъектов ВС
школы).
Список использованной литературы:
Название: |
Автор. |
Издательство: |
1.Практическое воспитание в школе (1 и 2 части) |
В.М. Лизинский . |
Москва,»Педагогический поиск». |
2.Воспитание в сельской школе. |
Л.В.Байбородова, А.П. Чернявская |
Москва,»Педагогический поиск». |
3. Я расту. |
Тихомирова Е.И, Чучкалова В.Н. |
Г.Самара. СГПУ. |
4.Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе . |
П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова |
Москва.Под редакцией Н.Л. Селивановой и В.М.Лизинского |
5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ |
Лаборатория воспитания СИПКРО Н.И. Комарова. |
Электронная
версия. |
6. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. |
Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и переработанное |
Москва, «Педагогическое общество». |
7.Закон РФ «Об образовании» |
|
Москва, «Юрист» |
8.Комментарий к типовому Положению об общеобразовательном учреждении. |
В.И.Шкатулла. |
Москва, «Вентана –Граф». |
9.КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА. |
Генеральная ассамблея ООН. |
Москва, «Директор школы». |
10.Воспитательные системы ОУ Самарской области. Сборник. |
Коллектив авторов. |
Департамент образования и науки Самарской области Р.Ф. СИПКРО. |
11.Методика изучения эффективности воспитательной деятельности в школе. |
Сборник. Ю.М. Тамошин. |
РЦМО г. Самара. |